| ||||
|
![]() |
Кликер-читатель,или Почему из рубрики "ссылки" удален один из ресурсов о настольном теннисеЭта почти гоголевская история приключилась в 12 часов дня 8 ноября 2001 года. Статистика одного из ресурсов о настольном теннисе начала резко ползти вверх. И она превзошла свои обычные суточные показатели, примерно, в семь раз.
Всю неделю мы наблюдали за чудодейственным наплывом "читателей". И втайне гордились - настольный теннис выходит на обновленную орбиту популярности. Увы. Ошиблись. Перебирая прокси, неутомимые кликеры-эмуляторы отсчитывали новых "посетителей". Цифры на счетчиках росли. А наш вид спорта, на глазах изумленных зрителей, терял еще один ресурс о настольном теннисе.
...Программы-кликеры родилась в конце прошлого века. Тогда было такое поветрие - устраивать рекламные компании в интернете, оплачивая чтение электронной почты. Шустрые посредники подрядились также организовать массовые походы в электронные магазины. За вот такой "шопинг" они просили вполне осязаемые купюры, но вот тем, кто должен был кликать по баннерам и всевозможным ссылкам, если что-то и перепадало, то суммы весьма незначительные. Идея была проста - из каждой тысячи читающих электронные письма 1 или 5 обязательно перейдет по ссылке в рекламируемый магазин. А каждый десятитысячный - что-то купит. Но в один прекрасный день все закончилось. Спонсоры, наконец, уяснили - никто и никогда ничего не купит, ибо больше половины аудитории состоит из кликеров-эмуляторов, симулирующих "шопинг". А другая половина, меньшая - из бедных студентов, которые сидят в университетской сети и механически кликают по ссылкам, набирая, так называемые "бонусы", "очки"... для возможного превращения этих "кликов" в живые деньги. Ушли спонсоры. Куда девать кликеры? Об этом можно прочитать, набрав в любом русскоязычном поисковике, слово или фразу - "кликер", "автосерфинг", "халява", клуб серферов", "как обмануть спонсора"... Но зачем ресурсу о настольном теннисе "мертвые читатели"? За ответом нам снова придется вернуться в конец прошлого века, когда только зарождался сайт "Настольный теннис в России". Нам есть о чем вспомнить - смену аудитории, появление новых ресурсов и быстрое их угасание. Мы никуда не торопились. Знали - кто бы не пришел в сеть за материалами о настольном теннисе, он непременно будет у нас. И мы старались насыщать ресурс информацией вечной. Или - почти вечной. С увеличением объема страниц - росла и популярность. Читатель здесь жил часами, днями, ставил на ночь "раскладушку". Ему было интересно с нами. А нам с ним. К началу 2001 года мы вдруг поняли - не поспеваем за аудиторией. Она хочет ежедневных, ежечасных обновлений и она стала разной. Увы, мы опять не поспеваем готовить аналитический обзор о минувшем крупном турнире и тут же - о новых уроках игры. Мы вырастили требовательного читателя - но с каждым днем отстаем от его запросов. ТАССовский, газетный и телевизионный опыт одного из авторов "Настольного тенниса в России" уже не спасает - ему надо не есть, не спать, а жить с клавиатурой в руках круглосуточно. А потом мы стали смотреть на динамику посещений нашего ресурса за все годы существования и делать выводы. Первый - вся читающая о настольном теннисе русскоязычная аудитория находится у нас. С понятной долей условности ее можно оценить, как 100%: один ходит часто, другой раз в месяц или полгода, но данный читатель у нас уже был. Второй - если собрать ежемесячную аудиторию других ресурсов о настольном теннисе (появившихся за последний год-два) - в сумме получим не более 50% наших читателей. То есть, это одна и та же аудитория с поправкой - сюда я хожу чаще, а сюда - реже. И вот эта динамика посещений говорит - мы по-прежнему опережаем любой ресурс о настольном теннисе с разницей в 4-10 раз. Нам стало грустно. За три года в сети так больше и не появилось журналистов, рассказывающих о настольном теннисе. А значит, самый значительный прирост аудитории снова ложится на сайт "Настольный теннис в России". Она очень маленькая - аудитория. В абсолютных цифрах она выражена, как - 4916 хостов или 4509 уникальных посетителей в месяц по Рамблеру (на 15 ноября 2001 года). У Спайлога есть свой счет - 3296 уникальных хостов или 2470 уникальных посетителей (на 15 ноября 2001 года). Но нам кажутся и эти цифры завышенными. Скорее всего, мы должны говорить о конкретных людях, которых не более 1500-2000. А теперь от этих цифр отнимите 50% и поделите полученный результат на 6-8 других ресурсов о настольном теннисе. Так реагирует читатель на обновления материалов. Их качество и количество. Интонацию и окраску. Его очень трудно переубедить, ибо это не механизм, а живой человек. И вот тут появляются "специалисты" из прошлого века, которые с легкостью необыкновенной обещают заняться "перевоспитанием". В чем идея? Допустим, у нас два живых посетителя. Но с помощью кликеров и различных "обменных программ" мы накрутим наш счетчик посещений раз в 5. А что это означает для пока неизвестных других читателей? Там что-то дают. Там, наверное, интересно. Дальше - по Шолохову: дед Щукарь купил надутую кобылу у цыган, которая по дороге в деревню издохла. Наивный читатель теперь хорошо знает, что такое играть в "настольный теннис". Но "специалисты" успокаивают - "щукарей" еще много. Продолжим? Вся это почти литературная история могла бы закончится шуткой на второй день. Но кликеры работают вторую неделю. А мы молчим и как будто в сговоре с одним из ресурсов, надувающим трафик из "камышинки". Должны огорчить. "Настольный теннис в России" крайне негативно относится к подобным поступкам. 10 октября 2001 года мы опубликовали статью о безымянных сайтах, рассказывающих о настольном теннисе в России. Их число, действительно, неуклонно растет. Но авторы пока неопытны. Они смотрят на статистику ресурсов и грустно улыбаются - нам бы, пусть, десятую часть. Именно эти деятельные читатели составляют львиную долю тех, кто в принципе посещает места сбора статистики. Они учатся понимать свой ресурс, анализировать успехи других. Именно у них на глазах и произошел скачок "популярности" одного из серверов, чей трафик входит в те самые общие 50% посетителей. Но юный сайтостроитель еще ничего не знает. Он радостно складывает и отнимает: если там произошел прирост на столько-то процентов, значит, через ссылки на других ресурсах, скоро кто-то придет и ко мне. Надо готовиться к росту трафика. Но из всех щелей идет лишь "воздух". И недобрый смешок - зачем так обманывать? Мы не будем приводить графики и диаграммы ежедневной работы кликеров-эмуляторов, поскольку тем, кто следит за статистикой эти всплески хорошо известны. Сторонний же наблюдатель, скорее всего, пройдет мимо, ибо рыться в многочисленных страницах - занятие на большого любителя. Вся штука в том, что даже "Настольный теннис в России" не входит в первую сотню Рамблера (рубрика "спорт"). Этот рубеж будет преодолен, но произойдет это не раньше 2002 года - так показывает динамика посещений. Но и в этом случае от головной страницы нас будет отделять не менее трех. Следовательно, и в начале будущего года нашу ссылку в Рамблере найдет лишь искушенный пользователь. К чему эти подробности? Ответ первый. Накрученную статистику заметит лишь тот, кто имеет свой ресурс: о футболе, баскетболе, теннисе, волейболе. Он смотрит за своими делами. И поглядывает на соседа. Ответ второй. Если любой каталог становится для тебя трафикогенерирующим (приводящим новых живых посетителей), то что данному ресурсу делать с таким наплывом? Вернемся к "Настольному теннису в России". Ежедневная аудитория - около 200 человек: чуть меньше, чуть больше. У нас много страниц. Есть где заблудиться. Но это 100% всей русскоговорящей аудитории, которая читает материалы о настольном теннисе. Завтра придут немного другие 100% - 50 старых, 50 новых. Или - 40 старых, 60 новых. Теперь берите любой другой ресурс, входящий (суммарно) в 50% всех русскоговорящих посетителей. Если у нашего сайта обновленная информация проглатывается за 15 минут, то что будет делать эта большая аудитория на сайте, где нет и пятидесятой доли информации? Кликер показывает - пришел, хлопнул дверью, забыл. То есть, любая рекламная акция упирается не в количественный рост. В качественный. Когда мы только заметим - на подходе журналистская команда - скажем об этом сразу. Но пока нет даже "дыма". Или - "свистка". Вывод. Событие, начало которому положило 8 ноября 2001 года - знаковое. Мы его фиксируем. И продолжаем работать дальше, снимая по дороге ссылку на один из ресурсов. Григорий Давыдов, Дмитрий Хорошев. 15.11.2001 г. Ссылки по теме
| ![]() |
| |||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
![]() | |
![]() | |