|
|
Эхо поручика Ржевского,или Заметки на полях неопубликованных рукописейЧто бы ни говорил поручик - эхо привычно добавляло матерное слово. Ржевский даже не всегда договаривал фразу. За него это делали друзья, ибо выучили наизусть: окончание должно быть солоноватым, не к месту и, лучше всего, не "в бровь или в глаз", а "по лбу". Это к разговору о том - "как слово наше отзовется". Если мы хотим эпатировать, любыми средствами привлечь к себе внимание - опыт поручика нам будет весьма кстати. А если мы хотим информировать? И не хотим пролитых слез, дуэлей, покалеченных судеб... Все гораздо сложней.
Выбор "оружия"Один автор принес рукопись со словами: "Ваш редактор просил немного поправить. Это очень нужный материал. И он срочный"". Что же принес автор? В данном случае - уже не важно, ибо редактор, действительно такое задание дал. И, на все про все, оставался день или чуть больше. Рукопись, увы, пришлось выкинуть в корзину и выдумывать все по-новой. Почему? Вся штука в том, что в каждой редакции есть свой арсенал: "гаубицы" и "мелкокалиберные пулеметы", "противопехотные мины" и "баллистические ракеты"... И каждое "оружие" выстреливает по своей цели. Тема рукописи подпадала под разряд "мелкокалиберный пулемет" - "косить" надо было много и быстро. Но автор заручился поддержкой редактора и вручил мне "рогатку". Я ее повертел так и этак. Пощелкал резинкой. И выбросил в корзину. Мне могут возразить - разве нельзя было сохранить авторский стиль? Редактор - он ведь должен чувствовать материал, совершенствовать его в тех местах, где это не удалось автору. Все верно. Но приделай я приклад и цевье - "рогатка" не превратится от этого в "мелкокалиберный пулемет". И самое главное - читатель сам когда-то "служил" и привык ко вполне понятному выбору "оружия".
Из "пушки" по соседуПринесли рукопись, которая, на полном серьезе, рассказывает о событии малозначительном. Или - местечкового, частного характера. Стилистическое оружие - "тяжелая артиллерия". Из него, в мирное время, хорошо получается салют: яркий, праздничный, собирающий толпы народа и средства массовой информации. Как быть? Ведь это подлог, обман читателя - мы восторгаемся событием, которое имеет значение, разве что для соседа по лестничной клетке. Я долго возился на "складе", отбрасывая - "ручные гранаты", "стартовые пистолеты", "булыжники"... Нашел. Маленькую смешную трубочку. На школьных уроках из такой "пуколки" можно легко выдуть скомканный бумажный шарик. И вылететь из класса. За нарушение дисциплины. Шума не очень много, но запоминается надолго, поскольку - сосед жив. А читатель обязательно припомнит - с ним такое уже случалось. Надо же - похоже. Автор на такую правку обиделся. И больше не появлялся. Данный сосед был спасен. Правда, в другой отдел кто-то зашел с баллистической ракетой...
Вооружен, но не опасенНаличие большого склада "оружия" говорит лишь об одном - читательская аудитория неоднородна. И журналисту приходиться это всегда помнить: на отдыхе или в "бою". Он выбирает тот редакционный коллектив, чье "оружие" ему больше знакомо. Или - чьи правила больше подходят его характеру, мироощущению. Главный сдерживающий фактор неадекватный "выстрелов" - традиция и тот профиль, которого придерживается редакция. Если кому-то очень захочется выступить с криминальной хроникой в журнале "В мире животных" - ему откажут на том основании, что материал не по адресу. В сходном положении окажется и тот, чей материал написан с применением неадекватного "оружия". С точки зрения конкретной редакции, разумеется, ибо в другом месте, не исключено, данный стиль изложения очень даже приветствуется. Таким образом, мы имеем самые разные взгляды, которые и отражают ту самую неоднородную читательскую аудиторию. Но не это важно. Главнее - читательская безопасность.
Исключение №1Применительно к сайту "Настольный теннис в России" - безусловной публикации заслуживают сообщения экстраординарные. Спортсмен Петров выиграл чемпионат мира, а спортсменка Иванова - Олимпийские Игры. Вот снимок, а вот интервью с победителем. Или - сборная команда России получила баснословную сумму денег от неизвестного спонсора. (В скобках замечу - на сегодня, сообщение о выигрыше нашим спортсменом чемпионата мира или Олимпиады, увы, считается из ряда вон. В будущим, не исключено, таким исключительным событием будет считаться проигрыш). В любом случае, события из этого ряда публикуются сразу и не подвергаются правке. Конечно, более поздние материалы расскажут о таком замечательном факте подробнее. В той стилистической манере, которую принято считать нормой. Но на момент первого сообщения прощаются все огрехи, ибо данный случай - исключение №1.
Исключение №2Этого нет в практике обычных газет и журналов. Даже приходящие письма - редактируются, сокращаются, подгоняются под ту традиционную нишу, которую занимают на полосе читательские сообщение. Мы, немножечко, не газета. (В других главах я постараюсь объяснить разницу и схожие моменты). На сайте могут появиться материалы, не прошедшие редакционную правку. Этакий "заповедник" авторских материалов мы готовы разместить прямо в Форуме. Ссылка появится сразу же, как только эти материалы поступят. Пометка "не править" - как охранная грамота, сбережет не только ваш материал, но и наше время. Вы остаетесь наедине с читателем, ну, а мы - продолжаем работать дальше, не оглядываясь по сторонам. Ведь это ваш материал - не наш. В этом исключении есть только одно "но" - сообщение должно быть интересно в принципе. То есть - иметь прямое отношение к настольному теннису и не носить рекламный характер.
Что такое "норма"?Мы ничего не выдумывали. Брали то, что накопила столетняя журналистская мудрость: понятность изложенного материала, легкость письма, образность... Журналистика всегда была на стыке с литературой. В отличие от последней, ею было введено в обиход такое странное для русского языка понятие, как "проходняк". То, что в литературе считается неприемлемым - грубость образа, неточный подбор слова - в журналистике, подчас, "проходняк", ибо на языковую чистку, шлифовку просто нет времени. И тому масса примеров - во время Отечественной войны именно журналисты за одну ночь исписывали гору бумаги, тогда как, сидевший рядом писатель с трудом выдавал один-два листочка. Конечно, он мог бы и больше, но у него другие ценности, другие ориентиры в русском языке, в котором есть только одно слово - "вечность". А она не терпит суеты. Конечно, между этими двумя понятиями ("проходняк" и "вечность") мы вынуждены раздваиваться. Ну, а что вы хотите? Творчество всегда прибывала в извечном споре: быть или не быть? Во всяком случае, редакционная практика подсказала единственный выход - "норма". То, что пока еще пребывает в споре опирается на это понятие, как на спасительную соломку.
Как мы пишемРуководствуюсь этой мудростью, мы и заполняем страницы сайта "Настольный теннис в России". Скажем, в "новостях" появляются лишь короткие сообщения, анонсы событий, которые случились на всем обозреваемом теннисном пространстве. Это и Россия. Это и весь Мир. Увы, сохранять единый стиль, в полной мере, пока не удается. Еще проскакивают сообщения, которые, по своему объему, выходят за рамки новостей, но по стилистики изложения, не дотягивают до заметки или репортажа. Причина? Трудно договориться с тем или другим Автором, подвигнуть его на переосмысление написанного. Но, поскольку сам материал в общем и целом "проходняк", то приходиться мириться с несколько великоватым объемом. Более строгие правила у, так называемых, репортажей, обзорных статей, зарисовок, комментариев... Если в них есть полезная информация, как-то: ссылки, даты, цифры общероссийского масштаба - это может подаваться, как серьезным языком, так и с долей юмора. Все зависит от контекста. Но во всех случаях - это не должно писаться "казенно". Если же мы хотим рассказать о своих друзьях и знакомых, клубе, дворе, где очень любят настольный теннис и часто проводят турниры - подход только один. "Сказочный". А почему нельзя рассказать так, как есть на самом деле: обшарпанный стол, душный зал, скучные и неумелые партнеры..? Ведь это правда! У нас так не принято. У нас другая "норма".
Ох, уж эти мифотворцы!Давайте представим - наш сайт рассказывает о настольном теннисе, с точки зрения "правды". Ставлю кавычки, ибо, понятно, у обиженного - своя "правда". У того, кто эту обиду нанес - своя. Ну, допустим мы с этим смирились и выкладываем эти "правды" на наш с вами суд. Что получится? Неоднородная читательская аудитория начинает делиться на кланы, классы, виды и подвиды... У каждой группы есть, что сказать. Но судей нет, ибо они тоже несут свою "правду", и они заняты только этим - высказыванием, говорением. В этой ситуации всем плохо - и тем кто говорит, и тем, кто слушает или читает. Но самое страшное не в этом. Мы перестаем двигаться. И мы постепенно забываем сам предмет разговора - настольный теннис. На помощь приходит мифотворчество. Как только мы начинаем писать сказки, небылицы - мир становится добрей, осмысленней. Пусть это еще не факт - зато как приятно! Мы тоже так хотим и мы будем стараться эту рассказанную историю превратить в реальность. Америка придумала свой миф. Не от того ли она стала богаче, что перестала, однажды, доказывать свою правоту?
Сайт и газета: два мира, одна реальностьНаши материалы нельзя считать до конца газетными. Вовсе не потому, что не знаем, как именно надо писать. Даже наоборот - хорошо знаем. Работали. ...Помню советские отделы писем: тетеньки в свитерах и шлепанцах сидели на одном месте десятилетиями. Мешки с корреспонденцией привозили машинами. И лучшим материалом считался тот, что этих мешков собирал больше. А здесь не надо писем. С автором можно поговорить в чате. Или черкануть на его мэйлер приватно, по-дружески. Любой сайт на сегодня - это среда камерная. Отсюда - некая доверительность текста: язык где-то сродни обычному письму. Но это - сегодня. С ростом подписчиков любой сайт обречен на возвращение к истокам. К журналистским. Немного отстраненности, меньше доверительности. Это плохо? Это реальность. Ведь ничего не меняется в главном - профессионализм побеждает всегда, вытесняя любительское на задворки. Из-за нехватки денег, мы еще не видим обвала привычных сайтов и серверов. Но стоит периодическим изданиям, ТВ, радио такой шаг предпринять (вложить деньги) - рухнет все, что казалось таким прочным, незыблемым. Здесь не идет речь о дублировании собственных материалов. Я говорю о настоящем пришествии СМИ: со своей пропагандистской машиной, разветвленной корреспондентской сетью... Мы должны быть к этому дню готовы. Более того - смело идти навстречу.
ШЮЖ - что за зверь?В былые времена очередь стояла. Записаться в ШЮЖ. Существовала она, кажется, при журфаке МГУ. И, наверное, не только там. Школа юного журналиста существовала даже в "Московском комсомольце", когда это газета была на подъеме: перестройка, гласность, тираж за миллион... Моя знакомая вела занятия и я как-то напросился посидеть в уголочке. Двадцать пар восторженных глаз, запинающиеся голоса, листочки в клеточку... Удивительное было время - надежды и ожидания сопрягались в юных головах с безусловным их воплощением. Им хотелось поскорей научиться писать, дабы первыми известить мир - мы не ошиблись с выбором пути! Где эти взгляды сейчас - вопрос риторический. Но я, почему-то, уверен - эти занятия не прошли даром. Моя знакомая, который год работает на радио, а ее ученики разбрелись, если не по редакциям, то по вполне благополучным местам, где с написанием текстов у них проблем больше не возникает. Мы не знаем, что будет с нашей замечательной игрой завтра. Но свою ШЮЖ мы можем организовать прямо сейчас.
Вместо послесловияОднажды ко мне подошел главный редактор и сказал: - Григорий, а ты бы не хотел поработать в цехе? - Подумать можно? - отвечаю. - Один день. Не больше. Дело было в газете "Московский комсомолец" и в 1985 году почти никто не говорил о компьютерной верстке. Газету делали буквально из металла: длинные талеры, квадраты, шпоны... Меня хорошо знали верстальщики. Играл с ними в настольный теннис. Даже выступал за издательство "Московская правда" - в качестве "варяга". На выездных встречах с Лениздатом на первой ракетке против меня выставляли такого же, из ленинградской "Смены". Так что, в своих "подставках" - мы были квиты. Но я думал вот о чем. Уйдя из отдела я могу перестать писать. Кроме того - делание газеты штука нервная, изматывающая. И верстальщики не сахар: шпоном дадут по голове - весь русский язык забудешь. Но я рискнул. И теперь знаю, как покидает свой талер последний верстальщик. Он еще смеялся, когда появились "Куранты" - одна из первых московских газет, сверстанных на компьютере. Он еще надеялся на перебои с электропитанием, но звонок уже прозвучал. Цех, где когда-то шипел металл давно пуст. То, что казалось незыблемым, на все времена - превратилось в пустое проветриваемое помещение, которое не заполняется оборудованием лишь по одной причине: въевшийся в пол и стены свинец. ...И когда мы говорим: интернет, сервера, сайты, и надеемся - все так и будет... Не обольщайтесь. Еще не подошли главные силы, главный калибр, которому под силу перевернуть наши сетевые представления. Уже говорил - надо идти им навстречу. И в с своих материалах не бежать от газетного языка, а учиться ему. Как? Предложение уже прозвучало - этот странных "зверек" под названием ШЮЖ может помочь многим обрести новую быстро развивающуюся профессию. Ну, а настольному теннису - тот самый журналистский корпус, без которого ему не выбраться из экономической трясины. Григорий Давыдов.
Ссылки по темеШкола юного журналиста (ШЮЖ) - О настольном теннисе замолвите слово |
| |||||||||||||||||
|