22.01.2001-Опять в первый класс: Универсальный ученик · Настольный теннис в России

Есть ли отличия в том, как именно тестируют инвентарь девушки? Их оценки напоминают мужские, расходятся? Спросите у Инги и Стеллы... Девушки-эксперты тестируют инвентарь Stiga, Joola, Tibhar и Donic.
/Подробнее/


tabletennis.hobby.ru

 ПОИCК:

Детали

25 марта 2005
Китайское напоминание: мировых звезд настольного тенниса нельзя игнорировать

17 марта 2005
Джеки Чан поздравил первую ракетку мира по настольному теннису с премией "Оскар"

10 января 2005
Рассердить Шерару… - Китайские спортсмены организовано покинули казармы

01 января 2005
Сюрприз под Рождество - В интернете заработал новый сайт ФНТР

13 декабря 2004
Гранд-финал ITTF pro tour (9-12 декабря 2004 года, Пекин, Китай)

29 ноября 2004
Когда молчат СМИ... - Итоги ITTF pro tour Eurosib Saint Petersburg Open, 25-28 ноября 2004 года

01 ноября 2004
Отсутствие симптомов к выздоровлению на женском Кубке мира тоже является симптомом

30 сентября 2004
Олимпийские и Паралимпийские игры 2004 года

28 июля 2004
Юношеский чемпионат Европы 2004 года

22 марта 2004
Командный чемпионат мира по настольному теннису в Катаре

15 марта 2004
Альтернатива - У российского настольного тенниса теперь два журнала

Занимательные картинки

01 июля 2002
Смирнов хочет в Америку - Сетевая версия телевизионного репортажа из Рыбинска (ч. 3)

27 июня 2002
Три части эпилога - Сетевая версия телевизионного репортажа из Рыбинска (ч. 2)

26 июня 2002
Полтора часа картинок - Сетевая версия телевизионного репортажа из Рыбинска (ч. 1)

Опять в первый класс

Универсальный ученик

Как им становятся?

Я не знаю. Но иногда мы с ним сталкиваемся: на улице, на работе, в спортивном зале.
"Денис - универсальный ученик. Он мог бы самостоятельно (без тренера) учиться волейболу, футболу - любому другому игровому виду спорта с не меньшим успехом".

Универсальный ученик очень похож на обыкновенного человека. Разница в одном - он быстрей "схватывает" и "перерабатывает" то, что ему объясняют.

И здесь не играет роли - кто учитель: живой человек, книга или видеокассета. Универсальный ученик способен быстро отсеять ненужное и впитать главное.

Настольный теннис построен на логике, координации движений и предугадывании. Последний фактор - складывается и вытекает из первого и второго.

Логика и координация позволяют универсальному ученику перенимать даже самые сложные элементы настольного тенниса. Он интуитивно их чувствует, хотя, спроси его - почему надо делать так, а не иначе - скорее всего, не ответит. И эти два качества позволяют универсальному ученику предугадать ответные ходы противника. Он лучше других знает, после какого движения следует тот или другой удар, в каком направлении, с каким вращением.

И универсальный ученик, конечно, может не справиться с приемом. Но его выводы последуют незамедлительно.

Есть только один фактор, мешающий такому ученика стать мастером. Его собственное желание.

***

Вот из такого положения Денис начинает производить топ-спин слева.Денис занимается настольным теннисом два с половиной года. Без тренера. Самостоятельно.

Его учитель - телевизионные видеозаписи, сделанные на международных турнирах.

Если рассматривать "по элементам", то техника Дениса находится в районе КМС. Или - 50 баллов. До настоящего присвоения разряда - маловато игровой практики. Наш разговор даже начался с вопроса: "Как научиться перехватывать инициативу с подачи и как, со своей подачи, эту инициативу не потерять?"

И действительно, когда перед человеком больше не стоят "школьные" проблемы - грамотное выполнение наката, подрезки, топ-спина - именно подаче мы уделяем все больше и больше внимания.

У Дениса есть две траектории - средняя и длинная. С короткой подачей - большой уверенности нет.

Не страшно. Мы попытались рассмотреть короткую траекторию и Денис сразу усвоил главное - низкий отскок и вращение. Чуть-чуть увеличить время на тренировках - и будет хорошая подача с короткой траекторией.

С перехватом инициативы на подаче противника - история чуть-чуть другая. Важно не просто сыграть активно, а поставить в тупик, в неловкое положение противника. Далеко не всегда удается завершить комбинацию одним ударом: подача и вот, пожалуйста, топ-спин. Значит, игровые схемы должны быть разнообразными. Их необходимо научиться комбинировать: не прошло то - немедленно пробуем это, только добавим сюда из этой схемы и вот этой.

Но здесь мало увеличения времени на тренировках. Нужна игровая практика.

У Дениса она всего - два с половиной года. Но, если у обычного человека, на освоения новых подач, игровых схем могут уйти годы - универсальному ученику достаточно недель, месяцев.

А вот так Денис завершет выполнение топ-спин слева.Кто-то может спросить - неужели у Дениса все так замечательно, что вопросов по "школе" даже не возникало?

Ну, почему же... Есть одна проблема, с которой ему предстоит разбираться довольно продолжительное время. Это накат справа.

Казалось бы, самый простой "школьный" элемент. Им учатся играть в контратаке, против мячей подрезанных или с верхнем вращением, уголком и по прямым, восьмеркой... И здесь, как бы, подразумевается - за накатом вот-вот последует изучение топ-спина.

Что это значит?

Из одного (наката) - вытекает другое (топ-спин). Ведь наша "школа" - это не разрозненные элементы игры, а всегда единое и целое. Мы должна уметь легко и непринужденно перейти из обороны в атаку, от наката к подрезке или топ-спину. Мы также должны научиться маскировать все наши действия, дабы никто не заметил перехода от наката к топ-спину или - наоборот. То есть, все линии (отрезки пути) между теми или другими "школьными" элементами должны быть сглажены и не иметь заметных "углов", каких-то "вывертов".

У Дениса, так уж получилось, есть два несвязанных между собой элемента - накат справа и топ-спин справа. Если в других местах эти переходы незаметны, то здесь - маленькая проблема.

Подкачали видеокассеты? Как это ни странно - да. Денис очень точно подметил, как именно проводят разминку лучшие представители настольного тенниса. Они занимают место в углу стола (левом или правом) и две минуты играют накатом (слева налево или справа направо).

Увы, но разминочная игра не является показателем. Там иные задачи - собраться с духом, привыкнуть к обстановке, чуть-чуть снять напряжение. Ведь как производить накат оба игрока знают и без разминки, а вот успокоиться, войти в привычный ритм - лучше всего с помощью самого простого элемента. Наката.

И что мы видим? Рука не доходит до левого виска (при накате справа). Движение укороченное: вперед-назад...

Но ведь спортсмены и не двигаются у стола. Стоят на одном месте. Это тоже правильно?

Конечно, нет. Но, повторяю, у этой разминки другие задачи. Психологические.

Но мы непредумышленно скопировали то, что можно назвать "рабочими моментами". И постарались научиться именно таким движением попадать на стол. А когда пришел черед топ-спина - взяли его не из разминки (рабочих моментов), а из настоящей игры.

Что в итоге?

У Дениса "не вытекает" топ-спин справа из наката справа. У нас получилось два самостоятельных элемента: при накате справа рука идет на стол и не поднимается выше плеча, при топ-спине справа - рука занимает место у левого виска.

Если мы не хотим идти дальше, то эта нестыковка - ерунда. Пусть мы дергаем рукой, переходя от выполнения одного элемента к другому - ноги и корпус компенсируют эту шероховатость. Пусть все видят - сейчас будет 100-процентный накат, а сейчас топ-спин.

Но Денис хочет идти дальше. И ему надо переучить накат справа - перекопировать. Это займет чуть больше времени, чем освоение новой подачи, новых игровых схем... Но другого не дано. На мастерском уровне - это уже не шероховатость. Технический брак.

А в том, что Денис (через год-два) сможет замахнуться на мастера спорта - сомнений нет. Он профессиональный тренер Ушу. И как готовить свой организм к нагрузкам, дозировать их - прекрасно осведомлен.

Денис - универсальный ученик. Он мог бы самостоятельно (без тренера) учиться волейболу, футболу - любому другому игровому виду спорта с не меньшим успехом.

Но такой ученик - случай исключительный. Не каждый может взглянуть на себя со стороны, все объяснить и тут же поправить.

Потому - совет: нельзя копировать игру тех спортсменов (тренеров), которые в данный момент этой самой игрой не заняты. Нам только кажется, что их неподвижность, скупость движений - это и есть школа игры в настольный теннис. Увы, прошли многие годы, прежде чем они научились разделять - это помощь другу, это разминка, это игра. И чем выше класс, тем разительней перемена между этими тремя понятиями.

Умение быть разным, а, когда нужно, одинаковым - это и есть школа игры в настольный теннис.

Григорий Давыдов.
Фото Fan.
22.01.2001 г.

Ссылки по теме

Узнать больше


Российский портал о настольном теннисе - RUSTT.ru
Rambler's Top100
Rambler's Top100