27.11.2000-Опять в первый класс: Кубок сайта открывает Школу (введение) · Настольный теннис в России

Есть ли отличия в том, как именно тестируют инвентарь девушки? Их оценки напоминают мужские, расходятся? Спросите у Инги и Стеллы... Девушки-эксперты тестируют инвентарь Stiga, Joola, Tibhar и Donic.
/Подробнее/


tabletennis.hobby.ru

 ПОИCК:

Детали

25 марта 2005
Китайское напоминание: мировых звезд настольного тенниса нельзя игнорировать

17 марта 2005
Джеки Чан поздравил первую ракетку мира по настольному теннису с премией "Оскар"

10 января 2005
Рассердить Шерару… - Китайские спортсмены организовано покинули казармы

01 января 2005
Сюрприз под Рождество - В интернете заработал новый сайт ФНТР

13 декабря 2004
Гранд-финал ITTF pro tour (9-12 декабря 2004 года, Пекин, Китай)

29 ноября 2004
Когда молчат СМИ... - Итоги ITTF pro tour Eurosib Saint Petersburg Open, 25-28 ноября 2004 года

01 ноября 2004
Отсутствие симптомов к выздоровлению на женском Кубке мира тоже является симптомом

30 сентября 2004
Олимпийские и Паралимпийские игры 2004 года

28 июля 2004
Юношеский чемпионат Европы 2004 года

22 марта 2004
Командный чемпионат мира по настольному теннису в Катаре

15 марта 2004
Альтернатива - У российского настольного тенниса теперь два журнала

Занимательные картинки

01 июля 2002
Смирнов хочет в Америку - Сетевая версия телевизионного репортажа из Рыбинска (ч. 3)

27 июня 2002
Три части эпилога - Сетевая версия телевизионного репортажа из Рыбинска (ч. 2)

26 июня 2002
Полтора часа картинок - Сетевая версия телевизионного репортажа из Рыбинска (ч. 1)

Опять в первый класс

Кубок сайта открывает Школу (введение)

Все и просто, и сложно.

Легко сесть за "парту" и сделать вид, что полон внимания. Легко кивнуть головой и сделать по-своему.

Потому что мы уже не новички. Мы давно выросли. Нам мало "букваря" и нам сложно переучиваться.

Как быть?

Полагаться на здравый смысл. И на чувство юмора.

Кубок сайта, проведенный в клубе "На Можайке", дал первую главу в серии материалов под общий названием "Опять в первый класс". Она посвящена "тактике" (в конце материала вы с ней познакомитесь).

Эти кружки и брелоки были вручены победителям и участникам первого Кубка сайта Настольный теннис в РоссииНо как пополнять эти главы? Кому наша Школа уделит внимание больше, а кому меньше?

Ответ - в мастер-классах Анатолия Амелина, Екатерины Эдель и Сергея Тяпкина (на сайте). Все то, что туда не вошло - предмет нашего рассмотрения. Мы заполним пустующую нишу, создав новый учебник на сайте - от начинающего безразрядника до кандидата в мастера спорта (КМС). Попробуем наметить те "переходы", которые ведут из мира любителя в мир профессиональный. Там мастер-классы уже актуальны. Уже применимы.

Мы не будем описывать "школу игры в настольный теннис" как она есть. Наши главы - это "разбор полетов" конкретных людей. И вот здесь мы затронем все элементы "школы" - от простого наката до сложной комбинационной игры. Таким образом, мы выполним ту же задачу, что и простой учебник, где есть описание игровой хватки, первого тычка по мячу...

Разница в одном - вы не только читаете. Вы принимаете участие в написании того самого "виртуального пособия".

Зайдите в наш форум. Скажите, что именно у вас не получается. И пригласите нас в клуб, в школу, в то место, где вы пытаетесь овладевать навыками игры. У вас - будет наша помощь, а у нас - очередная глава, по которой вы будете сверять дальнейшую "работу над ошибками".

Мы хотим видеть разные лица на сайте.

Мы хотим строить доверие к нашей виртуальной Школе не на перечислении технических приемов, а на преодолении тех промахов, которые еще случаются.

Мы идем навстречу, потому что огромное число людей строят свое обучение, как придется и как получится.

Мы - это автор сайта Дмитрий Хорошев (в форуме - Дмитрий), который поможет выложить наши тексты и картинки на сайт, автор этих строк Григорий Давыдов (в форуме - Григорий), который будет вести "разбор полетов" и Алексей Ломаев (в форуме - Fan), который будет фотокорреспондентом наших материалов из цикла "Опять в первый класс".


"Мускульная" радость и шоу

В кусковском парке этот смешной филолог запоминался всем и сразу. Для извлечения "мускульной" радости ему хватало стола, одного партнера, ракетки и мяча. Сетка, как правило, не играло заметной роли, поскольку наш филолог двигался вдоль стола механически: шаг еще шаг вправо и обратно - шаг, два шага влево...

Он мог отбивать мяч на другую сторону стола, а мог этого и не делать.

Для кого-то - это зрелище являло собой шоу. Для филолога - "мускульную" радость.

Если рассматривать настольный теннис с этих позиций, то писать мы должны так: "Удивительная мускульная активность игрока Самсонова покоряет сердца клиники №6". Или - палаты.

Во всяком случае, такой заголовок больше подходит медицинскому журналу. И здесь - простор для фантазии, поскольку эта тема - "мускульной" радости - неисчерпаема.

Наша виртуальная Школа относится к настольному теннису, как к спорту. Потому, мы не рассматриваем "филологический принцип игры" как базовый. Да, он имеет место быть. И кто ищет возможность подвигаться у стола с теннисной ракеткой - обязательно найдет единомышленников.

Другое дело, если вас такое "шоу" не устраивает.

А это уже к нам. Мы готовы рассматривать вашу игру с позиции логики настольного тенниса, его красоты и той самой зрелищности, ради которой весь мир перешел на "рельсы", диаметром 40 мм.


Тактика

На Кубке сайта было два человека, о которых можно сказать так: игровой рейтинг в районе 50 (КМС), они вполне готовы к переходу в новое качество (МС), но рост не случится, если…

У Константина Герасимова, эта заминка имеет Констанин Герасимов традиционные очертания - односторонность.

Что это значит, применительно к его игре? 

Когда мы проходим "школу", учимся играть слева и справа, то обязательно замечаем: "А вот справа у меня получается гораздо лучше". И как в том смешном мультике - начинаем считать (тренировать) себя в "попугаях" (с одной стороны), ибо, действительно, так у нас получается гораздо лучше.

Но приходит день, когда наша "правая" игра перестает выручать. Мы на пороге нового качества, а там иные требования. Особенно это заметно, когда вас ловят, "растаскивая" по столу.

Константин умеет вращать и слева. И сейчас я скажу странную вещь - в этом и беда наша. Когда человек играет только справа, а слева забыл научиться, то выход понятен: опять в первый класс - за не выученный урок, который называется левым ударом или вращением слева.

Ну, а здесь как поступить, если, повторяю, с умением все в порядке? Константин просто не практикует игру слева.

Любой человек, однажды решивший обучиться "своей" игре, неминуемо упрется в стену общих требований. Да, за счет быстроты и точности можно выйти на уровень кандидата в мастера спорта. Ну, а дальше, извините, решает не столько наша проворливость, сколько тактика. Ей подчинены все наши умения, весь наш игровой потенциал. И если, из тактических соображений, необходимо перейти на игру слева, то эту тренерскую установку надо суметь выполнить не менее качественно, чем это ранее выполнялось справа.

Значит, опять в первый класс?

Но где тот пропущенный урок, который позволит залатать "прореху" и перейти в новое качество? Ведь на том занятии, где проходили движение слева, уже бывал Константин. И я сейчас не рассматриваю само исполнение приема - ищу лишь причину, по которой он отказался от активной игры слева.

Возможно, здесь надо говорить не об уроке - о "перемене".

Давайте представим: вот мы позанимались у стола, отработали накат слева и справа. Мы должны сменить ритм и чуть-чуть передохнуть. К нам подошел тренер и попросил помочь новичку - подставить ракетку.

В переводе на русский - постоять у стола и несильно направлять мячи в удобную для партнера сторону. Ведь там новичок. А вы и ваша подставленная под мяч ракетка помогаете ему справиться с приемом.

Эту дружественную подставку, как правило, выполняют именно слева - этим движением можно закрывать 70% площади стола. А ведь у нас "перемена", не забыли? И нам не надо сейчас бегать. Достаточно прямо стоять на одном месте и подставлять ракетку.

Вот этих "перемен" у Константина почти не было. Ведь только кажется - мы теряем время. А на самом деле наше сознание фиксирует: слева играть просто, надежно, удобно. И новичок счастлив. Вы ему тоже помогли.

То есть, говоря о психологии спортсмена, о тех возможных пропусках в образовании, вполне годятся и вот такие нехитрые приемы. Ведь мы боремся с устоявшимися привычками. А когда мы уже выросли и с этими привычками давно сроднились - лобовая атака уже не пройдет.

Нельзя крикнуть. Нельзя топнуть ногой.

Но можно поместить себя в такие условия, при которых нам очень не хочется двигаться - с одной стороны. И надо помочь другу (новичку) - это с другой. Альтернатива - подставка слева. Чуть позднее - вкус и уверенность при игре слева. Итог - понимание любой игры, исходя из тактических заготовок и переход в новое игровое качество.

***

У Алексея Ломаева есть уверенная игра и слева, и справа. Он хорошо видит мяч. Вполне может играть в перекруте справа. Что касается левого перекрута, то это умение из мастерского арсенала. И до него один шаг, если… 

Алексей Ломаев

Мы упираемся в это слово всякий раз, когда что-то на пути обронили.

История не знает сослагательного наклонения - вот если бы…

Тогда бы мы рассматривали что-нибудь другое. И не ломали голову - почему, при всех явных умениях, выпала одна деталька, без которой невозможен переход в другое качество.

Эта "деталька" называется условным рефлексом.

Ведь настольный теннис построен на автоматизме, на тех самых условных рефлексах, которые позволяют демонстрировать красивую, слаженную игру. Мы даже говорим - "какая осмысленная игра", не догадываясь, что на мысли за столом просто нет времени. Все решают наши рефлексы. Или, если хотите, "школа рефлексов".

Так что же именно мы потеряли?

Умение играть по месту. Сместился противник на полшага в сторону - тут же направляется мяч в противоположный от него угол. Больше того - противник только перенес центр тяжести с одной ноги на другую и только подумал о перемещении, а вы уже это заметили, и ваша рука готова произвести нужное движение.

Об этом нельзя думать - слишком скоротечна игра. Но можно научиться рефлекторно принимать решение и реагировать.

Опять в первый класс? Но почему? Ведь у Алексея все хорошо, а такой маленький рефлекс где-нибудь, да и сам отыщется.

Не отыщется.

Этот рефлекс разучивают в самом первом классе. А закрепляется он выполнением простых упражнений: игра по прямым, уголком и восьмеркой. Когда маленький мальчик говорит, что ему очень нравится играть диагональ - слева направо или справа налево - это первый сигнал к потере такого важного игрового рефлекса, как игра по месту. Второй - прозвучит в момент игры с первым сильным противником. Когда, боясь ошибиться, вы наносите свой коронный удар - слева направо или справа налево. Ваш мозг закрепляет эти движения, как наиболее удачные и продолжает их совершенствовать именно в этих двух направлениях.

А потом мы вырастаем. И наша рука привычно использует диагональную игру. Мы попадаем в устойчивую психологическую зависимость - страх промазать, потерять мяч сильнее другого направления удара.

И опять - нельзя топнуть ногой. Крикнуть нельзя.

Мы лишь можем попытаться поставить себя в такие условия, при которых у нас появится и середина стола, и прямые. Например, есть очень смешное детское упражнение - сбивание со стола спичечных коробков. Или больших теннисных мячей (китайские спортсмены настоящие мастера в этом деле).

Отчасти - это выход.

К сожалению, спичечный коробок не может ответить. А ведь нам надо, чтобы рефлекторный перевод игры с диагонали на прямые или в живот противнику был таким же естественным, как, скажем, подброс мяча вверх перед началом подачи. То есть, получается, что на вот такие смешные упражнения мы должны затратить, примерно, столько же времени, сколько было в свое время пропущено в детстве.

А сама игра? Не упадет ли ее качество, если мы все время теперь думаем не о выигрыше, а о разнообразии наших ударов?

Здесь мы должны вспомнить опыт Владимира Самсонова, на бременском чемпионате Европы и его проигрыш Максиму Шмыреву. Да, белорусский спортсмен применял новую еще совсем сырую подачу. И поплатился.

Но это не умаляет достоинств Владимира. Он ищет. Он пытается совершенствовать свою игру.

И в нашем случае, движение чуть-чуть назад, означает только одно - движение вперед. Пусть с ошибками и сопутствующими неудачами, но - вперед. К новому качеству, которое невозможно совершить, не пройдя базовую школу - школу игры по месту.

***

Я должен сказать большое "спасибо" Константину и Алексею за предоставленную возможность обозревать их игру. Это несколько необычное занятие, если учесть, что разговор я могу вести лишь о психологии, о некоей зависимости, которая, в силу разных обстоятельств, сложилась.

В другом случае, мы больше уделим внимание технике игры. Хотя и здесь будут свои психологические "последствия". Ведь мы идем вперед и наш путь не гарантирован от невольных ошибок. Главное - не пугаясь, оглянуться. И тогда наше возвращение к Школе обернется новым качественным шагом вперед.


Григорий Давыдов.
Фото Fan и Дмитрия Хорошева.
27.11.2000 г.

Ссылки по теме

Узнать больше


Российский портал о настольном теннисе - RUSTT.ru
Rambler's Top100
Rambler's Top100